


Онлайн-курс разработан для тех, кто хочет научиться проводить социологическое исследование с использованием качественных методов и развить базовые навыки сбора и анализа данных.
В результат прохождения курса ВШЭ вы узнаете, какие методологические и теоретические идеи лежат в основании качественного исследования, что собой представляет дизайн исследования, какие методы сбора и анализа данных существуют в рамках данной методологии.
Цель курса – научить основам качественного исследования. Качественные методы (глубинные интервью, этнографические наблюдения, фокус-группы) уже давно вышли за рамки социологии и академии. Сегодня их активно используют в работе в самых разных областях: маркетинге, UX исследованиях, в деятельности общественных организаций, в культурных индустриях, в медиа и др.
Умение работать с человеческими историями, глубинными интерпретациями, контекстами и нарративами позволяет «качественникам» на небольшом количестве данных вскрывать повседневность, обнаруживать дискурсивные и поведенческие паттерны, слушать «голоса» людей, видеть разные «жизненные миры» и уметь рассказывать о них.
В конце каждой недели проводятся тесты по пройденному материалу, даются практические задания в формате взаимного оценивания, позволяющие развить практические навыки организации и проведения качественного исследования (будет необходимо разработать дизайн исследования, гайда для полуструктурированного интервью, провести интервью, наблюдения, кодирование качественных данных).
Навык проведения качественного социологического исследования может быть полезен в работе маркетологов, аналитиков, HR менеджеров, дизайнеров и многих других.
Курс
состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет
представлен оцениваемый тест из 10 вопросов, практическое задание в формате
взаимного оценивания.
Студенты бакалавриата и магистратуры, особенно не имеющие социологической подготовки в рамках бакалавриата.
Данный курс будет интересен всем, кто хочет научиться грамотно собирать и анализировать качественные данные.
Курс подойдет новичкам в исследовании.
Более опытные исследователи смогут найти для себя еще одну интерпретацию качественной социологии.Данный курс разработан для тех, кто хочет получить базовые знания том, как проводить социологическое исследование качественными методами, и развить основные навыки сбора и анализа данных. Курс является вводным для освоения навыков качественного исследователя, поэтому специальных требований к слушателям нет.
Cпособность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9), способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1), умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5), способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11)
- Качественное исследование в социальных науках: методологические основания
- Дизайн качественного исследования
- Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение
- Интервью в качественном исследовании
- Фокусированное групповое интервью (фокус-группы): особенности организации и проведения
- Качественный анализ данных: общий обзор
- Биографический метод
- Кейс-стади
- Оценка и презентация результатов качественного исследования и жанры качественного письма
- Этика качественного социологического исследования